Моторные катера

Вынесенное в заголовок статьи словосочетание может показаться некорректным. Ведь в современном понимании катер не может не иметь двигателя. Согласно ГОСТ 19-10579 «Суда прогулочные гребные и моторные. Типы, основные параметры и общие технические требования» и ГОСТ 24161-80 «Суда водно-моторного спорта. Термины и определения» катером называется небольшое судно со стационарным двигателем. (Если его заменить подвесным мотором, – катер «превратится» в моторную лодку).

Впрочем, так было не всегда. В изданном сто с небольшим лет назад словаре Брокгауза и Ефрона слово «катер» означало «тип гребной шлюпки на судах; второй по величине после баркаса». О весельных катерах говорится в вышедшей из печати несколькими годами позже «Военной энциклопедии в 18 томах под редакцией В. Ф. Новицкого». Впрочем, в ней уже отмечается ускоренное развитие «бензино- и керосино-моторовъ». Весельные катера упоминаются и в одном из главных толковых словарей русского языка под редакцией Д. Н. Ушакова 1935-1940 гг. издания. Сегодня выражение «весельный катер», если и применяется, то преимущественно в историческом контексте.

Моторные катера и лодки, напротив, прекрасно чувствуя себя в настоящем, с уверенностью смотрят в будущее. Широко применяемые для нужд народного хозяйства, транспорта и флота, они во все большей степени используются для отдыха, спорта и туризма.

Во многом благодаря этой их специализации миллионам людей стали доступны поистине безграничные возможности досуга на воде. Клев на вечерней заре и полный азарта троллинг (рыбная ловля с движущегося судна), водные лыжи и дайвинг, дальние походы и короткие экскурсии, пьянящее ощущение полета над водной гладью и неторопливое скольжение по ней – вот лишь малая толика развлечений, гарантирующих незабываемые впечатления не только после продолжительного отпуска, но и короткого уикенда.

Сегодня во многих странах мира иметь лодку или быстроходный катер так же естественно, как автомобиль. В соизмеримых с Россией по размерам территории и разнообразию природных условий США по данным National Marine Manufacturers Association (Ассоциация производителей морской техники, объединяющая свыше 1400 компаний) общее количество, используемых для отдыха, спорта и туризма некоммерческих судов (причем не только маломерных, но и не боящихся океанских просторов больших катеров) составляет 16,35 млн. Свыше 80 миллионов жителей США регулярно используют в рекреационных целях 8 млн лодок с подвесными моторами, 1,6 млн судов, на которых установлены стационарные моторы для катеров, и почти 2 млн аквайбаков.

Больше миллиона частных катеров, яхт и лодок насчитывается в восьмимиллионной Швеции. А в так похожей на российский Северо-запад Финляндии – их более 700 тысяч. Во всех прибрежных городах этой страны функционируют городские стоянки с зимними эллингами.

Поистине фанатичную приверженность финнов к отдыху на воде наглядно иллюстрирует такой факт: в среднем по стране за дачный домик на берегу водоема придется заплатить втрое больше, чем за его «сухопутный» аналог.
Компании из страны Суоми, занимая ведущие позиции в строительстве больших океанских танкеров, паромов и сухогрузов, в значительной степени определяют вектор развития сегмента судостроения, «отвечающего» за суда для отдыха и спорта. Один из самых известных – пользующийся заслуженной популярностью во всем мире бренд Silver, объединяющий моторные катера и лодки, выпускаемые финским производителем Terhitec Oy/Silver. Сегодня благодаря компании «Сильвер» из Санкт-Петербурга производство катеров и лодок Silver налажено и в России.

Отечественная статистика, отражающая состояние некоммерческого флота, вполне оптимистична. Уже сегодня число зарегистрированных маломерных судов приблизилось к полутора миллионам. И ежегодно их количество увеличивается на 100 тысяч, что за прошедшие 5 лет привело к 50-процентному росту действующего парка.

В России существуют все условия для развития некоммерческого водного транспорта. Ее внутренние воды – это два с половиной миллиона рек. Из 34 крупнейших рек мира шесть – от истоков до устья – не покидают российских границ. В России находятся два крупнейших в Европе озера – Ладожское и Онежское, и самый глубокий внутренний водоем в мире – Байкал. И если в «стране тысячи озер» – Финляндии, озер почти 200 тысяч, в России их около 2 миллионов.

Сегодня все больше россиян, воочию познакомившись с красотами дальних стран, испытывают потребность, больше узнать о природных и исторических достопримечательностях родного края. Один из лучших способов сделать это – посмотреть на землю с воды. Поэтому в последнее время катера для отдыха пользуются все большей популярностью.

С 1886 г., когда Готлиб Даймлер, знаменитый немецкий инженер, конструктор и промышленник, изобретатель мотоцикла и создатель одного из первых автомобилей, представил публике моторный катер Neckar (кстати, он появился на два года раньше его автомобиля) минуло менее полутора веков. Еще более короткий временной промежуток разделяет двухтысячные и первые годы XX столетия – начало промышленного производства лодочных подвесных бензиновых моторов, организованное американцем норвежского происхождения Олом Эвинрудом. За этот ничтожный по историческим меркам срок катера и моторные лодки успели преодолеть непростой путь от технического курьеза до важного направления судостроения. Они внесли значительный вклад в развитие рыболовства, морских промыслов, охраны и изучения природы и даже оборону. А наряду с этим придали мощный импульс развитию огромных территорий (например, малонаселенных северных регионов Евразии и Северной Америки, а также Амазонии в Южной Америке), где и по сей день остаются важнейшим средством индивидуального пользования в период навигации, без которого невозможна повседневная жизнь значительной части населения.

Но не только там, а и в огромных мегаполисах и рядом с ними, нисколько не утратив способности служить предметом роскоши, катера и моторные лодки становятся необходимыми все большему числу людей.