Характеристики катеров

Характеристики катеров – не просто строки в рекламных буклетах, а важный инструмент, с помощью которого конструкторы и инженеры расставляют приоритеты при проектировании и изготовлении новых моделей, маркетологи обеспечивают рост продаж, а покупатели – делают осознанный выбор.

Современные катера можно характеризовать и классифицировать по очень широкому перечню признаков.

● По назначению

Самая большая по размерам на сегодняшний день флотилия катеров – это прогулочные катера, без которых уже трудно представить полноценный отдых на воде. Значительная часть из них – катера для рыбалки.

К категории производственных (коммерческих) относятся катера, используемые для перевозки людей и грузов.
Специальные (служебные) катера применяются для выполнения надзорных функций, проведения исследовательских, спасательных, водолазных работ.

Отдельный сегмент – катера для водно-моторного спорта, в конструкции которых почти все, кроме безопасности, принесено в жертву скорости.

И все же, несмотря на многообразие областей применения, современные катера все чаще проектируются и строятся, как суда многоцелевого назначения.

Характеристики катера в целом во многом определяются формой, размерами и материалом его корпуса.

● По материалу корпуса

Катера делятся на:

Современный тренд – использование сразу нескольких материалов. Соединив в одном корпусе, например, алюминий и стеклопластик, удается суммировать преимущества и свести к минимуму не самые сильные стороны каждого из них.

● По форме (обводам) корпуса

Корпуса катеров могут быть кругло- и остроскулыми (скулой называется линия, соединяющая точки излома шпангоутов).
Если часть шпангоутов остроскулая, а часть круглоскулая, – корпус называется смешанным.

Остроскулые корпуса с уступом (ступенькой или реданом), расположенным поперек днища, называются реданными, а с ровным плавным по длине днищем – безреданными.

Остроскулые корпуса, днищевые ветви шпангоутов которых образованы прямыми линиями, называют плоскокилеватыми, а плавно изогнутой S-образной линией – изогнутокилеватыми.

● По конструкции набора корпуса

Выделяют корпуса с поперечным, продольным, смешанным набором и безнаборные.

● По архитектурно-конструктивному типу

Катера можно разделить на:

В «классическом» толковании (например, ГОСТ 19105-79 «Суда прогулочные гребные и моторные») катер – это моторное судно, приводимое в движение стационарным двигателем. В отличие от моторной лодки, перемещение которой происходит, благодаря действию подвесного лодочного мотора. Впрочем, время не стоит на месте, и сегодня такая бескомпромиссность едва ли уместна. Называть лодкой, «летящее» над водой судно с подвесными моторами, мощностью в несколько сотен лошадиных сил, не у каждого язык повернется.

Говоря о моторных маломерных судах (и катерах, и моторных лодках), нельзя не отметить стремительный рост их энерговооруженности.

● По двигателю

Помимо того, что он может быть подвесным или стационарным, в зависимости от используемого двигателя, говорят о бензиновых, дизельных и даже электрических катерах.

Трансформированную двигателем в механическую работу внутреннюю энергию топлива необходимо конвертировать в движение катера. Эту функцию выполняет движитель. Поэтому катера классифицируются:

● По движителю

Самый распространенный вариант – катера с гребным винтом. Высокой проходимостью на мелководье отличаются водометные катера. Есть катера, приводимые в движение воздушным винтом и даже газовым реактивным движителем.

● По режиму движения

Катера можно разделить на следующие типы:

Мореходные качества

Приложение законов механики к судостроению привело к появлению теории корабля – науки, изучающей мореходные качества – совокупность характеристик, определяющих поведение судна в условиях плавания.

На мореходные качества катеров оказывает влияние множество факторов. К числу наиболее значимых относятся размеры катеров, форма обводов, распределение масс.

Одно из важнейших мореходных качеств катера – плавучесть – сохранение определенной осадки при заданном количестве груза.

Не менее важна остойчивость – способность противостоять внешним силам, вызывающим крен или дифферент, каждый раз после прекращения их действия возвращаясь в положение равновесия.

Способность оставаться на плаву, сохраняя остойчивость и некоторый запас плавучести, при затоплении одного или нескольких отсеков называется непотопляемостью. Технически она обеспечивается: делением корпуса на водонепроницаемые отсеки, устройством двойного дна, оборудованием катера водоотливными средствами.
Мореходные качества, характеризующие возможность судна перемещаться и маневрировать называют ходовыми качествами.

К ходовым качествам относятся:

Способность катера развивать заданную скорость при определенной затрате мощности главного судового двигателя называется ходкостью. Ходкость зависит от главных размерений, обводов корпуса и режима работы движителя. Управляемость – свойство катера выдерживать направление движения или изменять его в соответствии с перекладкой руля во время маневрирования. Характеризуется устойчивостью на курсе (способностью сохранять прямолинейное движение в заданном направлении, не отклоняясь в сторону) и поворотливостью (свойством изменять направление движения под действием руля).

Устойчивость на курсе зависит от характеристик подводной части судна. Ее антагонист – рыскливость – «готовность» катера самопроизвольно отклоняться от курса под влиянием внешних сил.

Поворотливость в первую очередь определяется правильным соотношением длины и ширины корпуса, формы обводов, а также площади пера руля.

Инерция – свойство катера сохранять поступательное движение после прекращения работы движителя.

Эксплуатационные качества

Эксплуатационные качества катера – грузоподъемность, грузо- и пассажировместимость, скорость, маневренность, дальность и автономность плавания определяют его транспортные возможности и экономические показатели. 

Грузоподъемность – вес груза, который может перевезти катер при условии сохранения проектной осадки. Различают чистую грузоподъемность – полный вес перевозимого судном полезного груза при загрузке по расчетную осадку, и полную грузоподъемность (дедвейт) – общий вес перевозимого груза плюс вес запасов топлива, масла, экипажа с багажом, воды и балласта.

Пассажировместимость – количество людей, разрешенное к размещению на катере в данных условиях плавания. Зависит от грузоподъемности. При ее расчете вес пассажира без багажа принимается равным 75 кг, а с багажом – 100 кг.

Важнейшей характеристикой любого судна является водоизмещение – объем воды, вытесняемый его корпусом при погружении по КВЛ. Водоизмещение позволяет судить о величине, вместимости и мореходных качествах катера. Различают массовое (весовое) водоизмещение и объемное водоизмещение, исчисляемое в м³.

Валовая вместимость – это полный объем всех помещений судна, за исключением рулевой рубки, камбуза и туалета. Может измеряться в м³. Для получения валовой вместимости в регистровых тоннах необходимо величину в м³ разделить на 2,83.

Еще одна важная эксплуатационная характеристика катера – скорость. Кроме наибольшей (максимальной) скорости, которую катер развивает при максимальной мощности двигателя, важно знать наименьшую, при которой он «слушается» руля, и наиболее экономичную.

Производители постоянно совершенствуют конструкцию и устройство катеров, стремясь соответствовать растущим запросам потребителей. Каждый тест-драйв катеров становится проверкой их характеристик.

Большинство характеристик тесно связано между собой, и «усиление» одних, может «ослабить» другие. Поэтому наряду с постоянным внедрением инноваций инженерам приходится искать разумный компромисс, чтобы отдельные улучшения оказались не локальной «вылазкой», а частью общего движения вперед.